Готовность к школе
Каждый родитель, имеющий ребенка в возрасте: 6 – 7 лет, задает себе вопрос: «Готов ли мой ребенок к школе, какими знаниями и умениями он должен обладать?»
Готовность к школе – это определенный уровень:
Социальных умений - умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию;
Регулировать свое поведение;
Развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено, это – внимание, правильная речь, развитие моторики, зрительное восприятие и другое;
Личностное развитие, характеризующее самосознание, самооценку, мотивацию.
При определении готовности к школе следует обязательно учитывать состояние здоровья ребенка!
Социальное развитие:
- ребенок идет на контакт с детьми и взрослыми;
- ребенок знает правила общения;
- умеет управлять своим поведением;
- хорошо адаптируется в новой обстановке;
- чувствует отношение и настроение взрослых;
- не избегает общения.
Организация деятельности:
- воспринимает инструкцию и выполняет /не нужно несколько раз повторять/;
- может планировать свою деятельность /не хаотично/;
- выполняет задание до конца;
- самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе;
- может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание / 10 – 15 мин. /;
- не требует постоянного внимания взрослых;
- при неудаче не сердится, принимает помощь взрослых;
- не отказывается от заданий / «Я это не могу»/.
Общее развитие:
-ребенок способен к систематизации и классификации;
-ребенок наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи;
- активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы;
-понимает смысл и последовательность событий /на картинках, в рассказе/;
- имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте;
- имеет запас сведений об окружающем мире;
- высказывает собственные суждения.
Развитие внимания и памяти:
- удерживает внимание 10 – 15 мин. / даже если не очень интересно или трудно/;
- не отвлекается на внешние раздражители;
- запоминает 10 не связанных между собой слов/ при 3 – 4-х кратном повторении/;
- произвольно запоминает 10 – 12 слов при подкреплении наглядными образами;
- может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их;
- после нескольких повторений запоминает стихотворение в 4 – 8 строк.
Речевое развитие:
- правильно произносит звуки русского языка;
- может выделять звуки в начале, середине, конце слова;
- обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
- правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
- может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам;
- в речи нет незаконченных или не связанных между собой предложений;
- передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа /запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п. /.
Развитие движений и пространственная ориентация:
- ребенок уверенно действует в быту умеет расстегивать пуговицы, пользуется вилкой, чистит зубы, самостоятельно одевается, раздевается и т. п. /;
- хорошо ориентируется в пространстве;
- не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, манипулирует мелкими деталями;
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений /умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат/. Выяснить какой рукой ребенок работает более активно и ловко.
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации:
- дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя характерные признаки;
- классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихования и другим признакам;
- различает расположение фигур в пространстве и на плоскости;
- срисовывает /копирует/ простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
- копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
- находит часть целой фигуры из деталей по образцу /схеме/;
- дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
Личностное развитие:
- осознает, как вести себя со сверстниками и как с взрослыми;
- стремится устанавливать позитивное отношение;
- может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослых;
- стремится к успеху;
- оценивает свои поступки;
- стремится к личным достижениям /самоутверждению, признанию/.
Каждый родитель должен знать, что часто болеющие дети быстро утомляются в школе, у них снижена работоспособность, а спецшкола требует не только интенсивной работы, но и достаточно сложной домашней работы.
Ребенок с хорошим интеллектом и высокой мотивацией, но с низкой самооценкой, может стать замкнутым, плаксивым. Таким детям необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности. Следует обратить внимание родителей на укрепление нервной системы ребенка перед школой.
А главное – верить в своего ребенка, поддерживать эмоционально, интересоваться его успехам и знать, какие у него тревоги и трудности. Малыш должен знать, что рядом с ним всегда есть родители, которые его любят и понимают.
Желаю успехов.
Педагог-психолог ЦППМСП Калининского района СПб: Щетинина Ирина Николаевна