Подготовка к школе
Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.
Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.
1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
2. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук.
3. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
4. Колокольчики. Ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.
5. Музыка. Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано.
6. Круги. Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.
7. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.
8. Тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
2. Игры – головоломки.
3. Загадки.
4. «Найди отличия».
5. «Найди два одинаковых предмета».
6. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
7. «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Игры и упражнения для развития памяти
1. «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
2. «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
3. «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т. д.
4. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.
5. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивает. Далее ребенок должен нарисовать такой же предмет.
6. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.
7. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
8. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.
9. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Игры и упражнения для развития мышления
1. «Последовательность событий». Учить учитывать последовательность событий.
2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
4. «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
5. «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т. д.
6. «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
7. Загадки.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику, но при этом необходимо учитывать следующие правила:
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2. Обучение требует систематичности: 10 -15 минут каждый день дадут больший, результат, чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знайте и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так». Показ, объяснение, то было бы еще лучше.
5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни. Поэтому играйте с малышом, например, во время прогулки, по дороге в детский сад, в машине. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе, в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц.
6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие.