Советы по подготовке к ЕГЭ
Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам?
Самое главное - правильный настрой.
Экзамены – неизбежная часть жизни. Необходимо научиться самим и научить ребенка воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих людям, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие могут быть негативные последствия.
Возможность провала становится для ребенка показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Чтобы этого избежать, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди.
Заранее проговорите с ребенком различные варианты развития событий: от положительных до самых неблагоприятных. Ребенок должен быть уверен, что при любом исходе он так же будет любим и важен для вас.
Необходимо поддерживать желания ребенка, даже если они противоречат родительским взглядам. Например, если ребенок готовится поступать не по той специальности, которая близка взрослым.
Учимся справляться со своим волнением.
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Нужно побороть свою тревогу за ребенка, тогда Вы сможете поддержать его. В экзаменационный период родители сами часто испытывают стресс – едва ли не больший, чем ребенок.
Полезно выполнять упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления. Хорошо, если Вы сами будете использовать их и научите своего ребенка. (Примеры несложных и эффективных упражнений приведены в конце статьи*).
Такая поддержка нужна сейчас Вашему ребенку.
· Не тревожьтесь излишне о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
· Подбадривайте, хвалите его за то, что он делает хорошо.
· Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
· Не надо нагнетать обстановку, критиковать ребенка до и после экзамена.
· Забудьте на период экзаменов о прошлых неудачах ребенка, не возвращайтесь в разговорах к его былым ошибкам. Бывает, что подростки испытывают тревожное состояние во время экзаменационного периода еще и потому, что боятся, что не смогут соответствовать требованиям родителей. Это проявляется в форме страха сдать экзамен хуже, чем от него ожидают родители, боязни не удовлетворить их требования – например, не получить высший балл, не поступить в институт.
· Истерики – это просто сброс напряжения, относитесь к ним с пониманием. Стресс экзамена обостряется проблемами подросткового периода, ребенок может бояться своей не успешности, терять уверенность в себе или, наоборот, переоценивать свои силы. Как в первом, так и во втором случае это может привести к нервным истерикам. Таким образом у подростка происходит "сброс напряжения".
· Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Организация режима дня ребенка во время подготовки к экзаменам.
Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.
· Медики не рекомендуют в этот период менять обычный режим дня. День должен начинаться с утренней гимнастики. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима.
· За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После завтрака нужно сразу же приступать к занятиям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.
· После 2,5–3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20–30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше 2 часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение 2-3 часов.
· Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.
· Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
· Во время экзаменов желательно спать не менее 9 часов. Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит трудоспособность.
Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня. Своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.
На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.
Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок.
С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга.
Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Антистрессовое питание:
ü Лучшему запоминанию способствует – морковь.
ü От напряжения и усталости хорошее средство – лук.
ü Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы).
ü Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение.
ü От нервозности вас избавит – капуста.
ü Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
ü Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
ü Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.
ü Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
ü Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в част ности перед экзаменом.
Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.
· Домашние обязанности – не помеха. Во время экзаменов не обязательно полностью освобождать подростка от выполнения домашних обязанностей, просто требования не должны быть чрезмерными. Если в обязанности ребенка входит прогулка с собакой, то это, наверное, стоит сохранить. А если на нем лежит ответственность по уходу за младшими братьями, сестрами или другая домашняя работа – то, возможно, имеет смысл освободить его на время экзаменов.
· А удовольствия необходимы. Работу по подготовке к экзаменам необходимо "разбавлять" доступной и разумной толикой удовольствия, даже небольшая радость, например лакомство, может помочь снизить напряжение у ребенка.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1. Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2. Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
3. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Желаем успеха Вам и Вашим детям!
Упражнения для снятия стресса*.
Упражнение 1.
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
3. Напрягите и расслабьте икры.
4. Напрягите и расслабьте колени.
5. Напрягите и расслабьте бедра.
6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
7. Напрягите и расслабьте живот.
8. Расслабьте спину и плечи.
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Упражнение 3.
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
• Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
• Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
• Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
• В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент экзаменационного дня.